Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

5 КЛАСС

Дата: 6 апреля 2016 в 21:47, Обновлено 24 декабря 2017 в 23:53
Автор: Клок Н. В.

Имеем разработанные занятия по ОПК для 5 класса: 

  1. Тема: «Годовой круг труда и молитвы. Вводный урок»
  2. Тема: «Рождество Пресвятой Богородицы»
  3. Тема:  «Введение во храм Пресвятой Богородицы»
  4. Тема:    «Благовещение Пресвятой Богородицы»
  5. Тема: «Рождественский пост. Посты в православном календаре»
  6. Тема:  «Сретенье Господне»
  7. Тема: «Преображение Господне»
  8. Тема: «Великий пост.  Прощёное воскресенье»
  9. Тема:  «Успение Пресвятой Богородицы»
  10. Тема: «День Святой Троицы (Пятидесятница)»

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» ДЛЯ 5 КЛАССА

 «Круг светлых дней. Православный народный календарь» 5 класс

1.Годовой круг труда и молитвы. 1 ч.

Задача занятия:  Попытаться понять, что жить в Церкви, это значит любить всё, что связано с Ней: Литургия, каноны, молитва, милостыня, свеча, запах кадильницы, песнопения.

Экскурсия в храм местного прихода. Знакомство с праздничным облачением  и убранством храма.

 Рассказ о годовом богослужебном круге, о Господних праздниках, Богородичных праздниках, великих, двунадесятых, средних и малых, показать это на иконах храма.

Чтение страниц из книги митрополита Вениамина «О вере, неверии и сомнении».

Продолжи размышление: «Вот она, «жизнь в церкви»…Мудрое установление Святого Духа, «Царя Небесного, Утешителя, Духа истины»…

Задание: Как и когда подавать записочки в храме?

2. Рождество Пресвятой Богородицы. 2 ч.

Задача занятия: Понять, что с рождением Пресвятой Богородицы свершилась великая тайна спасения.

Просмотр икон «Рождество Пресвятой Богородицы»

Звучит фрагмент тропаря праздника.

Небольшая театральная постановка об этом великом событии.

Вопрос: Каким же образом Создатель решил спасти людей?

                Почему же была избрана Дева Мария?

Чтение рассказа: «Праздник рождества Пресвятой Богородицы» («Праздники Богородичные» в рассказах из бесед к простому народу протоиерея В.Я.Гречулевича)

Нравственный урок праздника: не терять надежды на Бога во всех трудностях жизни, твёрдость веры, умение не роптать на несправедливость, добродетельность.

Задание: Выучить стихотворение Великого князя Константина Константиновича Романова «Молитва».

3. Введение во храм Пресвятой Богородицы. 2 ч.

Задача занятия: Постараться видеть в Деве Марии Матерь нашего спасения, стремиться самим следовать Её путём.

Икона «Трилетствующая».

Вопрос: Какие чувства возникли глядя на икону?

Творческое задание: рассказать историю праздника.

Вопрос: Что означает «Всегда пребывая в молитве и храме Божием, стяжала Пречистая многоценный венец вечности»?

Задание: Найди общий корень в словах свет, просвещение, просветитель, пресветлый, светлица и объясни значение каждого слова.

Читаем как рассказывается в «Законе Божием» о введении во храм Пресвятой Девы Марии.

 Чтение стихотворения: «Введение» Михаила Кузмина.

Вопрос: Как вы думаете, почему в названии праздника звучит предлог «во»: во храм,а не в храм?

Из народного календаря.

4.Благовещение Пресвятой Богородицы. 2 ч.

Задача занятия: Понять, какая весть могла стать благой для всех людей, живущих на земле.

Чтение фрагмента Евангелия на   церковнославянском языке, затем перевод и комментарий.

Рассказ учащихся об истории праздника.

Викторина: «Закончи предложение»: (8 предл.)

*Когда Дева Мария выросла:

             а)Она осталась при храме;

             б) Её обручили старцу Иосифу;

*Радостную весть Деве Марии сообщил:

              а) Архангел Гавриил;

              б) святой пророк Исаия;

              в) Архангел Михаил;

Чтение рассказа: «Спасение от крушения поезда» из книги «Православные чудеса ХХ века».

Знакомство с молитвой «Богородице Дево, радуйся».

Вопрос: Почему весть Архангела Гавриила стала важной для людей?

Работа над текстом.

Задание: Подготовиться к  участию в небольшой ярмарке. (дети сами пекут жаворонков из теста)

5. Рождественский пост. Посты в православном календаре. 1 ч.

Задача занятия: Понять, как мы можем встретить Рождение Спасителя. Какими и с чем придём к Нему на праздник?

Вопрос: Что такое чувственная зависимость?

                Не устарел ли пост?

Изречения святых отцов.

Чтение рассказа об императоре Феодосии Младшем и старце.

Вопрос: Чем вкусна пища?

Чтение отрывка из «Тарас Бульба» Гоголя о том, что сечь молилась в церкви и готова была защищать её до последней капли крови, однако не хотела и слышать о посте и воздержании.

Вопрос: В чём смысл поста?

Ребята могут поделиться своими семейными рецептами постных блюд. Это можно провести как конкурс самих готовых блюд или красочно оформленных рецептов.

6.Рождество Христово. 4 ч.

Задача занятия: Попытаться понять, что Бог принял наше естество, чтобы возродить его прикосновением Божественной жизни.

Звучит фрагмент тропаря Рождеству Христову.

Вопрос: С какого события начался отсчёт времени?

Звучит «Вальс снежинок» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

Рассказ учителя о таинственном приготовлении природы к великому событию.

Рассказы детей о Рождении Иисуса Христа.

Чтение стихов.

Просмотр икон к празднику.

Вопрос: Как смотрит Дева Мария на Сына?

Разыгрывание стихотворения «Ёлочка».

Задание: Нарисовать сюжеты преданий о ёлочке; сделать игрушки для рождественской ёлочки.

К такому празднику учащиеся готовят праздничный сценарий: выступление кукольного театра «Батлейка», хождение Христославов к людям с поздравлениями, инсценировки библейских историй о Рождестве Христовом.

7. Сретенье Господне. 1 ч.

Задача занятия: Попытаться понять, что мы всю свою дальнейшую жизнь имеем возможность носить в сердце Жизнодавца – Христа, как когда-то нёс на руках Его праведный Симеон.

История праздника (мультимедийная презентация, рассказ учителя).

Зачитывание рассказа: «Встреча»

Вопрос: Что заставляет людей искать, ждать Бога?

О Таинстве Причастия.

Неплохо посетить вместе с учащимися  Богослужение и посмотреть, как освящаются свечи, послушать проповедь священника о духовном значении праздника.

8. Крещение Господне (Святое Богоявление). 1 ч.

Задача занятия: Попытаться понять: для чего мы принимаем святое Крещение.

Вопрос: Что такое Крещение?

Рассказ учителя: «Святое Богоявление».

Чтение отрывка из Священного Писания.

Иконы праздника.

Вопрос: Какие чудеса совершаются в крещенские святые дни?

Просмотр документального фильма о чине освящения воды.

Поездка к местному чудотворному источнику. (д.Мотча)

9. Преображение Господне. 1 ч.

Задача занятия: Понять, какое «преображение» просвещает ум наш.

Вопрос: Что значит «преображение»?

Стихотворение «Преображение Господне» В.Головина.

Вопрос: Как вы думаете, возможно ли преображение для вас?

Вопрос: Как нужно было бы жить, что бы преобразиться?

Рассказ учителя об истории возникновения праздника.

Вопрос: В чём заключается смысл трёх искушений Господа?

Иконы праздника.

Вопрос: Что завораживает на иконе «Преображение Господне» на иконе А.Рублёва?

Просмотр слайдов «Гора Фавор».

Вопрос: Для чего Господь после предсказания о Своих грядущих страданиях явил на Фаворе свет Своего Божества?

Благочестивые традиции. Из народного календаря.

 Литературная викторина по рассказу Константина Ушинского «Преображение Господне» ( из детских воспоминаний). Ребята заранее читают рассказ дома, затем готовятся по заданным вопросам.

10. Великий пост. 1 ч.

Задача занятия: Постараться понять, почему пост помогает очистить душу от страстей.

Вопрос: В чём польза поста духовная и, с медицинской точки зрения, телесная?

Вопрос: Для чего мы постимся и так ли обязателен для христианина пост?

Чтение из Священного Писания и высказывания св. отцов.

О духовном посте. Прощённое воскресенье.

Чтение рассказа К.Паустовского «Тёплый хлеб».

Дискуссия: Что такое порча, за что входят в человека бесы?

Рассказ иеромонаха Пантелеимона Ледина (из книги «Козни бесовские»)

Молитва св. Ефрема Сирина.

Стихотворение А.С.Пушкина «…Отцы пустынники и жены непорочны…»

Как постились наши предки?

Душеполезное чтение «Душе моя, восстании».

Задание: Составить лестницу покаяния.

Учащиеся готовятся к таинствам Исповеди и Причастия.

11. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). 1 ч.

Задача занятия:  Постараться понять, что чистая  искренность, простосердечие, откровенность – это истинно драгоценное свойство, которое необходимо для нас в отношении к Богу.

Иконы праздника.

Вопрос: Какие лица вы видите?

Вопрос: Что кричали въезжающему Иисусу люди?

Рассказ учителя истории праздника.

Просмотр отрывка из фильма «Пасха».

Чтение статьи «Гефсиманский подвиг Спасителя» (газета «Воскресенье»)

Вопрос: Почему Христос пошёл страдать за людей?

   За несколько недель ребята должны принести веточки вербы и поставить в воду до распускания листочков, затем с этими ветками сходить в храм для освящения. Знакомство с чином освящения вербы.

12. Светлое Христово Воскресение (Пасха). 5 ч.

Задача занятий: Попытаться понять, почему люди, оказавшись перед выбором: или следовать за Христом и трудиться над искоренением в себе всего злого, или оставаться в прежнем нечестии, выбрали остаться прежними.

Вопрос: Мог ли мир терпеть Христа?

Фильм «Христос».

Рассказ учителя о Тайной вечере.

Вопрос: Кто положил душу свою за друзей своих?

Слово на Воскресение Христово «Праздник радости духовной».

Учащиеся готовят праздничный концерт: театральное представление, музыкальное выступление, рисунки, и выступают перед младшими школьниками, перед родителями. Просмотр фильма «Воскресение Христово» поможет дополнить знания об этом празднике (о благодатном огне, плащанице, гробе Господнем). Подготовка к такому празднику требует умения работать с православной литературой, интернетом, заниматься исследовательской работой.

13.Вознесение Господне. 1 ч.

Задача занятия: Попытаться понять, что Своим вознесением Христос открыл для всех людей вход на небо.

Вопрос: Почему Иисус Христос вознёсся на небо перед всеми учениками?

               О чём говорил ученикам воскресший Христос?

Рассказ учителя о празднике «Вознесение Господне»

Иконы праздника.

Вопрос: В чём смысл Вознесения?

«Слово в день Вознесения Господня» (св. Иоанн Кронштадский).

Чтение стихотворения «Пред образом Спасителя».

Из народного календаря.

14. День Святой Троицы (Пятидесятница) 3 ч.

Задача занятия: Понять, что без благодати Божией невозможна духовная жизнь.

Вопрос: Что может Благодать Божия дать человеку?

Рассказ учителя об истории праздника.

Вопрос: Как по-вашему Бог участвует в судьбах людей?

Дискуссия на тему: Значение благодати в жизни христианина.

Чтение рассказа И.Шмелёва «Троицин день».

Вопрос: Какая радость чувствуется у героя?

Стихотворение И.А.Бунина «Троица».

Из народного календаря.

Конкурс рисунков Мамврийского дуба.

15. Успение Пресвятой Богородицы. 1 ч.

Задача занятия: Понять, какой неотступной молитвенницей за каждого является Сама Пресвятая Богородица.

 Использование классической музыки для художественного восприятия библейского события.

Стихотворение «Похвала Богородице».

Рассказ учителя об истории праздника.

Вопрос: Какие чудеса творит Она над душой нашей?

Значение Успенского поста.

Чтение рассказа «Успение».

Задание: Выучить правила поведения в храме.

16. Воздвижение Креста Господня. 1 ч.

Задача занятия: Понять, что такое «нести свой крест», в чём  смысл и сила.

Звучит молитва «Преблагий Господи…».

Вопрос: К кому относится эта молитва?

                Что просим в этой молитве?

                Что называется Церковью и отечеством?

Работа со словарём: Преблагий; Душевные наши силы.

Вопрос: Что означал крест  до рождения Иисуса Христа?

                Что означает сейчас?

Задание: Вспомните распятие Иисуса Христа. Объясните, что значит СНАЧАЛА и ПОСЛЕ.

Вопрос: Что означает крестное знамение, как правильно креститься?

Рассказ учителя: Преследование христиан, их мученичество за веру.

Просмотр фильма «Воздвижение Креста Господня». История императора Константина и царицы Елены.

Вопрос: Что означает выражение «нести свой крест»?

Чтение стихотворения Жуковского «Крест в жизни христианина».

Вопрос: Почему путник выбрал крест, который нёс, а не другой?

                А что значит «крестный путь»?

Просмотр иконы «Воздвижение честного и животворящего Креста Господня».

Вопрос: Что видно на иконе?

Задание: Подумайте, что значит «чудотворный животворящий честный».

17. Покров Пресвятой Богородицы. 3 ч.

Задача занятия: Понять, почему Пресвятая Богородица укрывает каждого Своим амофором.

Вопрос: Что такое «амофор»?

Показ слайдов: «Покров Пресвятой Богородицы».

Чтение рассказа Ивана Шмелёва «Лето Господне».

Вопрос: Что говорит мальчик Ваня об этом празднике?

История события. Рассказ ученика.

Вопрос: Кто были Андрей и Епифаний?

История о Романе Сладкопевце.

Истории о чудесном спасении людей.

 Из народного календаря.

 Стихотворение Рутенина «Осень».

Мини-сочинение на тему: «Моя мама».

 Участие в праздничном концерте для матерей.

 Индивидуальные задания учащимся: найти сведения о некоторых известных иконах Божией Матери, о храмах, построенных в честь Пресвятой Богородицы.

18. Дни памяти святых в православном календаре. 1 ч.

Задача занятия: Всегда помнить о днях памяти своих покровителей.

Урок– конкурс, где ребята расскажут о своих покровителях.

Вопрос: Всё на свете имеет своё имя.

               Какое первое имя произносит человек?

Рассказ  Б.Ганаго. « Исчезло слово».

Вопрос: Как вы понимаете, что значит – дар слова? Что произойдёт, если во всём мире исчезнет слово?

                Почему Федя потерял дар слова? С какого слова вернулся к герою дар речи?

Рассказ учителя, что имя христианина знаменует наш союз со Христом…

Вопрос: Что такое День Ангела?

Рассказ о Николае Чудотворце.

Викторина.

Мини-сочинение на тему: «Мой небесный покровитель».

19. Дни поминовения усопших. 1 ч.

Задача занятия: Понять, что своим умершим близким мы можем помочь молитвой и милостыней.

Вопрос: Как относится Церковь к умершим людям?

Вопрос: В каких евангельских историях говорится о загробной жизни?

Чтение притчи о богаче Лазаре и притчи о Страшном суде.

Вопрос: Что хотел нам сказать Господь в этой притче?

Вопрос: Чему учит притча?

Молитва об умерших.

Вопрос: О чём просим в этой молитве?

Дискуссия на тему: как и кому подавать милостыню?

Лучше посетить приют для детей или приют для престарелых, оказать посильную помощь, подарить подарки, сказать утешительное слово.

20. Юбилейные и памятные даты Церкви. 1 ч.

Задача занятия: Обобщить знания свои о православных праздниках, благоговейно относиться к Церковным обычаям.

Провести конкурсные задания: кроссворды, тесты, загадки, викторину о юбилейных и памятных датах текущего года.

Игра «Путешествие по Библии». Подобрать к каждой теме соответствующие картинки.

(На экране учитель показывает библейские картинки и зачитывает отрывок из истории, связанный с одной из этих картинок, дети должны назвать, о каком событии идёт речь)

Викторина  «Узнай икону». (На экране показаны иконы Пресвятой Богородицы, детям надо назвать эти иконы)

Разгадывание кроссворда «Церковь». У каждого учащегося на парте кроссворд. Необходимо догадаться, какая буква стоит за каждой цифрой и восстановить весь кроссворд. Дано несколько подсказок (5-п, 6-р, 7-е, 8-с, 9-т, 10-о, 11-л)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.