Среди важнейших задач воспитания сегодня определено нравственное развитие личности, которое предусматривает:
- осознание учениками факта существования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и моральных ценностей;
- воспитание моральных качеств - честности, милосердия, достоинства, любви, добра, трудолюбия;
- накопление опыта нравственного поведения.
Моральная основа - это стержень, на который должно нанизываться любое проявление человеческой жизнедеятельности. Потребность в труде, в человеческом общении, стыд, совесть, достоинство, чувство родства, забота о сохранении общественных благ, снисхождение к слабому, отвращение к насилию - без этих исходных нравственных норм наше общество не сможет существовать и развиваться.
Успешное решение проблемы нравственного воспитания возможно при разрешении ряда противоречий.
Противоречие I. Замечено, что нынешний школьник, нагруженный избытком информации и сориентированный преимущественно на интеллектуальные усилия, труднее проникается переживаниями другого человека, его болью и радостью.
Противоречие 2. В школьном возрасте на еще не окрепшее моральное сознание детей обрушивается широчайшая гамма жизненных противоречий между «хочу» и «надо», «можно» и «нельзя», «для себя» и «для других». Постоянно сталкиваясь, эти противоречия и трудности осложняют моральный выбор и нередко приводят к самым неожиданным результатам в психическом развитии: порождают стеснительность, развязность, потребительство, легкомыслие, цинизм, пессимизм, лень и даже нечестность.
Противоречие 3. Появление в среде детей и подростков эталонов, следование которым не требует особых нравственных усилий, слишком доступно. В результате возникает опасение, что процесс формирования внутренних нравственных критериев затормозился. А если они есть, то не всегда достаточно устойчивы.
Противоречие 4. Перед существующей проблемой нравственного воспитания встали проблемы борьбы с алкоголизмом, наркоманией, проституцией. Утверждение новых жизненных ценностей, преодоление социальной пассивности, неверия и недоверчивости у детей, исправление пороков и просчетов в их поведении возможны только путем демократизации отношений с ними и развития самостоятельных начал в их каждодневном опыте.
Представленные проекты ориентированы на подготовку учащихся к полноценной жизни в обществе на основе стойких нравственных принципов и направляют педагогов на творческое использование современных форм и методов воспитательной работы в духовно-нравственном, физическом и гражданско-патриотическом становлении личности.
<iframe allowfullscreen="" frameborder="0" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/RxIpS1kDkcU" width="560"></iframe>