<iframe allowfullscreen="" frameborder="0" height="415" src="https://www.youtube.com/embed/DywJyXE3Ftg" width="520"></iframe>
Организационно-воспитательный проект работы оздоровительного лагеря «РАДУГА»
Летний отдых – это очень важный и значимый период в процессе формирования личности школьника, в укреплении его здоровья, как физического, так и психического. От качества летнего отдыха ребёнка во многом зависит его работоспособность и успеваемость в учебное время Поэтому оздоровление детей и подростков в летний период является предметом особой заботы нашего государства, а сохранение и укрепление здоровья белорусской нации, воспитание у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни - одними из приоритетных задач внутренней политики республики.
Однако не менее важным фактором личностного развития ребёнка является его духовно-нравственное воспитание: формирование стойких нравственных качеств личности, ценностного отношения к социально значимой и благотворительной деятельности, устойчивой социально-нравственной позиции.
В период летних каникул значение и роль факторов формирования личности ребёнка существенно изменяются и характеризуются рядом особенностей:
-школа временно утрачивает ведущую роль в воспитании и развитии учащихся, её место занимает социум;
-происходит расширение социального взаимодействия ребёнка и изменение круга его общения со сверстниками и взрослыми;
-изменяются виды деятельности, появляется возможность их разнообразить;
-возникает проблема свободного времени, которое нужно заполнить;
-повышается самостоятельность ребёнка на фоне ослабления контроля взрослых.
В связи с данными изменениями значительно возрастает вероятность попадания детей и подростков под пагубное влияние дворовых компаний и неформальных молодёжных объединений, члены которых зачастую далеки от соблюдения общечеловеческих нравственных норм и правил, пропагандируемых школой и церковью.
Данный проект призван активизировать летний отдых и оздоровление детей и подростков, создать оптимальную социопедагогическую воспитательную среду и коммуникативное пространство для эффективного и качественного духовно-нравственного, физического, этического и эстетического, гражданско-патриотического воспитания, организовать содержательный досуг детей, привлечь их к коллективной социально значимой деятельности и усвоению основ православной культуры белорусского народа.
Цели проекта
-объединение усилий и возможностей школы, семьи, социума в укреплении физического, духовно-нравственного и психического здоровья школьников в каникулярный период;
-создание в школе и социуме ценностно-ориентированного пространства культуры здорового образа жизни, православной нравственности, трудолюбия и творчества, способствующего улучшению психического, физического, нравственного и социального здоровья детей;
-создание условий для наиболее полного охвата детей содержательным и общественно полезным досугом;
-создание условий для формирования у детей понимания общественной жизни не только как развлечения и отдыха, но и как опыта общения с ближним, с окружающим миром, опыта благотворительной деятельности
Задачи проекта
- организовать активный отдых и эффективное физическое, психологическое нравственное, духовное, социальное оздоровление школьников;
-обеспечить занятость и оздоровление в летний период детей с девиантным поведением, детей в социально опасном положении;
-воспитывать идейно-нравственную и гражданско-патриотическую культуру, активизировать жизненную позицию детей и подростков;
-развивать духовно-нравственную сферу личности детей и подростков, приобщать их к основам православной нравственности и белорусской национальной культуры;
-организовать работу по формированию у детей и подростков трудовых навыков, ценностного отношения к труду, выявлять и развивать творческий потенциал школьников путём вовлечения их в разнообразную культурно-массовую, спортивную, художественно-эстетическую, краеведческую, общественно полезную, волонтёрскую и благотворительную деятельность;
-развитие положительной мотивации к активной деятельности;
-вести среди школьников активную пропаганду навыков здорового образа жизни, работу по профилактике и преодолению вредных привычек;
-осуществлять гендерное просвещение и воспитание детей и подростков в контексте понимания культуры взаимоотношений, выработки образцов поведения.
Основные направления воспитательной работы в лагере
1.Оказание практической помощи детям и подросткам в их социальной адаптации, реабилитации, преодолении сложных жизненных ситуаций, самореализации и самосовершенствовании.
2.Выявление и учёт контингента детей и подростков, которым нужна социально-педагогическая помощь.
3.Профилактическая работа по предупреждению преступлений и правонарушений, пьянства, наркомании, токсикомании среди несовершеннолетних, коррекция негативного поведения
4.Духовно-нравственное просвещение и воспитание детей и подростков.
5.Оказание помощи различными категориями семей в организации полезного летнего отдыха и оздоровления детей.
6.Пропаганда здорового образа жизни и физкультурно-спортивная деятельность.
7.Обучение трудовым навыкам и воспитание у учащихся потребности в общественно полезном труде через кружковую и добровольную трудовую деятельность.
8.Природоохранная и эколого-краеведческая деятельность.
9.Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе приобщения их к истории, культуре, национальным и православным традициям белорусского народа.
Педагогические принципы и ориентиры
- принцип развития ценностных ориентаций личности:
- деятельностный подход к воспитательной работе с детьми;
- равенство всех участников проекта;
- неформальное взаимодействие старших и младших участников проекта;
- проявление уважения к личности каждого ребёнка и взрослого;
- уважительное, доверительное, дружеское общение старших и младших;
- непрерывное совершенствование и обогащение жизненного опыта детей в различных сферах деятельности;
- свобода выбора: каждый ребёнок может выбирать для себя ту или иную роль, вид деятельности, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
- добровольное, осмысленное участие детей в деятельности коллектива сверстников;
- природосообразность (учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей);
- творческое сотрудничество и взаимная поддержка всех заинтересованных сторон;
- взаимная открытость, дисциплинированность и ответственность старших и младших;
- принцип социального и духовного закаливания детей.
Педагогические методы работы
-диагностический (выявление проблем и поиск способов их решения);
-наглядно-информационный (информирование участников проекта с помощью информационных газет, стендов, плакатов, бюллетеней и т.п.);
-медицинское, психолого-педагогическое, духовно-нравственное просвещение и обучение детей и родителей;
-практическое включение детей в общественно значимую и благотворительную деятельность;
-приучение (воспитание у детей, подростков, юношества общепринятых норм поведения и положительных нравственных качеств личности через повседневную деятельность);
-воспитывающие ситуации (формирование нравственно-правовых норм поведения путём создания ситуации выбора);
-акцентирование внимания детей на положительных примерах в деятельности сверстников;
-игра (дидактическая, ролевая, подвижная, спортивная, интерактивная);
-создание «ситуации успеха» для каждого ребёнка и подростка на доступном для него индивидуальном уровне;
-соревнование, конкурс;
-поход, экскурсионно-паломническая поездка;
-праздник, концерт, кружковая работа.
Сроки реализации проекта
01.06.2009 г. – 24.06.2009 г.
Участники и партнёры проекта
Администрация школы, СППС, учащиеся и педагоги школы, Новогрудское Благочиние, Новогрудское православное сестричество и священник отец Вадим, киновидеопрокат туристическое агентство «Новогрудок – Тур»
Механизм реализации проекта
- Организация деятельности, направленной на формирование высоконравственных жизненных приоритетов личности, формирование активной жизненной позиции.
- Организация мероприятий, направленных на всестороннее развитие учащихся: эмоциональное, духовно-нравственное, интеллектуальное, физическое, эстетическое, трудовое.
- Создание благоприятного психологического климата для раскрытия творческого потенциала детей.
- Личностно ориентированный подход в воспитании.
- Проведение игровых, концертных, конкурсных программ; путешествий, праздников с целью создания условий не только для полноценного отдыха детей, но и для их духовно-нравственного развития и совершенствования.
Этапы реализации проекта
I этап – организационный. Запуск проекта
- Оформление проектных целей, задач и направлений деятельности.
- Определение механизма взаимодействия органов самоуправления и педагогического состава.
- Распределение функциональных обязанностей, координация деятельности структур и участников проекта.
- Создание условий для адаптации детей к изменившимся социально-
- бытовым и педагогическим требованиям.
- Изучение запросов, интересов и пожеланий детей.
- Совместное с детьми определение перспектив деятельности на смену каждого ребёнка и отряда в целом.
II этап – практико-реализующий. Реализация проекта
- Отработка организационно-функциональной структуры управления проектом.
- Поиск и внедрение перспективных воспитательных технологий, направленных на организацию совместной коллективной деятельности детей в целях их нравственного саморазвития и самосовершенствования, приобщения к православной культуре и традициям белорусского народа.
- Сотрудничество с различными категориями специалистов, участвующих в проекте.
- Организация и проведение совместно разработанных мероприятий в рамках проекта. Создание банка информационно-методических данных по проекту.
- Психолого-педагогическое сопровождение проекта.
- Включение каждого ребёнка в коллективно-творческую общественно значимую и благотворительную деятельность.
- Обеспечение духовно-нравственного совершенствования и социальной адаптации «проблемных» в поведении и общении детей.
III этап – обобщающий. Мониторинг результатов проекта. Аналитическая деятельность.
1.Изучение изменения уровня воспитанности участников проекта, их мнения об итогах его реализации.
2.Корректировка действий субъектов взаимодействия на основе результатов мониторинга, внесение изменений в планы деятельности.
3.Педагогический поиск резервов и перспектив развития воспитательной системы школы.
Предполагаемый результат
Реализация проекта позволит:
1.Улучшить ситуацию с организацией физического и нравственного оздоровления детей, склонных к девиантному поведению и находящихся в социально опасном положении.
2.Приобщить детей и подростков к социально-значимой, благотворительной, природоохранной и туристско-краеведческой деятельности, воспитать у них стойкую потребность в ней.
3.Вовлечь учащихся в трудовую деятельность по оказанию помощи ветеранам и престарелым в микрорайоне школы,
благоустройству школы и пришкольной территории, приучить детей с заботой и вниманием относиться к окружающим людям.
4. Повысить уровень нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся школы.
5.Внедрить современные активные формы и методы воспитания в педагогическую практику духовно-нравственного воспитания детей и подростков.
6.Воспитывать личность:
- владеющую основами православных знаний и культуры;
- умеющую делать духовно-нравственный выбор и нести за него ответственность;
- социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
- имеющую потребность в интеллектуальной и творческой самореализации,
- готовую к созидательной деятельности на благо общества и людей;
- умеющую видеть социально-значимую перспективу своей жизни и строить планы на будущее на основе строгого соблюдения общечеловеческих нравственных норм.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
воспитательной работы оздоровительного лагеря православной направленности «Радуга»
Время проведения |
Содержание работы |
1 день |
День открытий -линейка-сбор «Правила лагерной жизни» (ознакомление с внутренним распорядком лагеря, с правами и обязанностями воспитанников и педагогов лагеря) - инструктаж и турнир знатоков по правилам безопасности «Чтобы не было беды» - участие в районном празднике ко Дню защиты детей «Страна детства» - тренинг общения «Я среди друзей» (психолого-педагогические интерактивные игры на развитие коммуникативных навыков и выявление интересов детей по семейкам |
2 день |
День рождения лагеря - «огонек» знакомств (встреча со священником, формирование семеек, выбор отрядных названий и песен, рисование газет, оформление лагеря) - творческая презентация «Моя семейка» - фестиваль подвижных игр «За здоровьем на стадион |
3 день |
День творчества - проект «Божий мир» (фестиваль творческих работ и рисунков на асфальте) - музыкальная гостиная «Православная песня» - клубный час «Школа оригами» - час творческих игр «Мини-театр» |
4 день |
День спорта - состязания семеек «Сильные, смелые, ловкие» (соревнования на лучшего бегуна, прыгуна, метателя и т. п.) - спортландия «Весёлые эстафеты» - брейн-ринг «Всё о спорте» - душеполезное православное чтение |
5 день |
День Белорусских Святых -духовно-нравственная беседа со священником «Белорусская просветительница Преподобная Евфросинья Полоцкая» - видеопроект «Великие люди земли белорусской» - православные чтения «Летние святцы» - калейдоскоп подвижных игр с мячом |
6 день |
День Святой Троицы - экскурсия в храм «Икона Пресвятой Троицы» - утренник к празднику Святой Троицы - православный видеоклуб «Нравственные заповеди нашей жизни» - интерактивный психолого-педагогический практикум «Радость общения» |
7 день |
День мастеров - мастерская «Рукоделие во славу Божию» (изготовление поделок церковного назначения) - мастерская» Творчество и фантазия» - мастерская «Красота своими руками» (поделки из природного материала) - школа творчества «Тайны оригами» - час спортивных игр (мини-футбол, бадминтон) |
8 день |
День здоровья - спортландия «Будем все здоровы!!!» - конкурсная программа «Хозяева и хозяюшки» - игра-викторина с участием медработника школы «Правила здоровья» - рекламный проект «Мойдодыр» - душеполезное православное чтение |
9 день |
День народной мудрости - конкурс-путешествие семеек «По тропе Берендея» - мультиклуб «Сказка – ложь, да в ней намёк…» - познавательный игроклуб «Калейдоскоп народных игр» - конкурс пословиц и поговорок - православный видеоклуб «Нравственные заповеди нашей жизни» |
10 день |
День именинника - самопрезентации детей «История моего имени» - праздничная познавательно-развлекательная программа «Именины и день рождения… Одно и то же?» - коллективное праздничное чаепитие - ярмарка рецептов «Постный стол», «Праздничный пирог» - интерактивный психолого-педагогический практикум «Радость общения» |
11 день |
Экскурсионно-паломническая поездка в Лавришевский монастырь |
12 день |
День испытаний - участие в районном спортивном празднике «Страна Олимпия» - познавательно-развлекательный проект «Путешествие по городу Любознательных и Смекалистых» - брейн-ринг «Загадка» -православный видеоклуб «Нравственные заповеди нашей жизни» |
13 день |
День патриотов - состязания семеек «В дружбе наша сила» (игра на местности в НПС) - музыкальный салон «Солдатская песня» - круглый стол со священником «Защитник Отечества… О героях и подвигах» - операция «Обелиск» |
14 день |
День послушания - видеопроект с участием священника «Уроки добродетели» - игра-соревнование «Спешите делать добро» - акция труда и доброты «Подарок другу своими руками» (школа творчества «Тайны оригами») |
15 день |
День паломничества - поход на святой источник в д. Мотча (с участием священника) - мастер-класс «Ориентация в природе: походные условные знаки» - праздник цветов и цветочных букетов - душеполезное православное чтение |
16 день |
День памяти и скорби - «огонёк» - реквием «Нам в памяти хранить простые имена» - траурная церемония у памятника неизвестному солдату «Никто не забыт, ничто не забыто» - экскурсия в краеведческий музей «Боевая скорбь и слава Новогрудчины» - литературно-художественный проект «Горькая память войны» |
17 день |
День игры - совместная с ЦРБ развлекательно-познавательная программа «Пароль в страну детства» - военно-спортивная программа для мальчиков «Юные защитники Отечества» - конкурс для девочек «Красота и грация» - интерактивный психолого-педагогический практикум «Радость общения» - интеллектуальная игра между семейками «Что? Где? Когда?» на тему «Путешествие по лесным чащам Беларуси» |
18 день |
День надежд - концерт «До свидания, лагерь!» - акция «Узелок на память» (мониторинг итогов работы семеек и лагеря, анкетирование детей) - калейдоскоп подвижных и спортивных игр |
План воспитательной работы детского оздоровительного лагеря
духовно-нравственной направленности «Радуга» на 2010/2011 уч. г.
Дата |
Общелагерные мероприятия |
Воспитательные дела семеек |
|
01.06.2011 |
ДЕНЬ ОТКРЫТИЙ |
||
Линейка-сбор «Правила лагерной жизни» Участие в районном детском празднике «Старт лету», посвящённом Дню защиты детей(рисунки на асфальте, игры-конкурсы, подвижные игры) |
Инструктаж по ОТ Анкетирование детей «Я и моё настроение» Оформление уголков семеек |
||
02.06. |
ДЕНЬ ЗНАКОМСТВ |
||
Турнир знатоков по правилам безопасности «Чтобы не было беды» Православный час с участием сестёр НПС «Вознесение Господне» |
Огонёк знакомств в семейках Тренинговое занятие по культуре общения «Я среди друзей» |
||
03.06 |
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЛАГЕРЯ |
||
Творческая презентация «Моя семейка» Урок нравственности «Добру пусть откроется сердце» в память равноапостольных Константина, Елены, Евфросинии Полоцкой |
Час творчества «Мы ценим то, что дано Богом и сохранено человеком» Кросс дружбы |
||
06.06 |
ДЕНЬ ТВОРЧЕСТВА |
||
Фестиваль детского творчества «Божий мир» Музыкальная гостиная «Православная песня» |
Час творческих игр «Отгадай, что задумано» Православное душеполезное чтение |
||
07.06 |
ДЕНЬ СПОРТА |
||
Состязания семеек «Сильные, смелые ловкие» (мальчики) – школьная спортплощадка Спортландия «Весёлые эстафеты» (девочки) |
Викторина «Здоровье – это здорово» Тренинговое занятие по культуре общения «Конфликты… Как их избежать» |
||
08.06 |
ДЕНЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ |
||
Православный видеопроект «Великие люди земли белорусской» (на базе НПС и к/т «Звезда») Книжкина викторина «Хотим всё знать» |
Православные чтения «Иоанн Креститель – последний пророк» Час подвижных игр «Гульнi дзетак беларусаў» |
||
09.06 |
ДЕНЬ МАСТЕРОВ |
||
Мастерская «Рукоделие во славу Божию» Православная музыкальная викторина |
Мастерские семеек «Творчество и фантазия в подарок друзьям» Православное душеполезное чтение |
||
10.06 |
ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ |
||
Экскурсия в храм «Икона Пресвятой Троицы» Православный видеоклуб «Нравственные заповеди нашей жизни» |
Спортландии по семейкам «В здоровом теле здоровый дух» Тренинговое занятие «Самопомощь в трудных жизненных ситуациях» |
||
13.06 |
ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА |
||
Познавательный проект «Из истории православия» Конкурсная программа «Занимательный калейдоскоп: православные события и даты» |
Православный мультиклуб Душеполезное православное чтение |
||
14.06 |
ДЕНЬ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ |
||
Игра по станциям «Здравствуй, добрый человек» Участие в турнире юных эрудитов оздоровительных лагерей. |
Игровая шкатулка «Во что играли наши предки» Душеполезное чтение «Сказка –ложь, да в ней намёк…» |
||
15.06 |
ДЕНЬ ЮНОГО ТУРИСТА |
||
Пеший поход по маршруту Новогрудок – Мотча Мастер-класс «Ориентация в природе: походные условные знаки, природная аптека» |
|||
16.06 |
ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ |
Час общения «Здоровье телесное и духовное: что важнее?» Кинолекторий «Здоровьем дорожить умейте» (к/т «Звезда») |
Состязания в семейках «За здоровьем на стадион» Детский игроклуб «Подвижные игры с мячом» |
17.06 |
ДЕНЬ ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ |
Православный медиапроект «Собор белорусских святых» Экскурсия в храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» Акция «Подари другому радость» (сбор игрушек и вещей для детей из неблагополучных семей) |
Интерактивный психолого-педагогический практикум «Чтобы общение было в радость» Трудовая акция «Забота» |
20.06 |
ДЕНЬ ИСПЫТАНИЙ |
Пеший поход по маршруту Новогрудок – Литовка Состязания семеек «В дружбе наша сила» (игра на местности совместно с НПС) |
|
21.06 |
ДЕНЬ ИМЕНИННИКА |
Познавательная программа о православных именах «Что в имени моём и твоём » Праздник «Поздравляем летних именинников». Ярмарка рецептов «Праздничный пирог». |
Самопрезентации детей «История моего имени» Тренинговое занятие по культуре общения «Я среди друзей» |
22.06 |
ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ |
Экскурсия в краеведческий музей «Нам это позабыть нельзя» Траурная церемония «Никто не забыт, ничто не забыто» (у памятника «Неизвестному солдату» в городском сквере) |
Урок памяти «У войны не детское лицо» Галерея детского творчества «Нет войне!» |
23.06 |
ДЕНЬ ПРАВОСЛАВНОЙ КНИГИ И ФИЛЬМА |
Встреча со священником «Заповеди Божии» Кинолекторий ( к/т «Звезда») и благотворительная акция в микрорайоне школы «Спешите делать добро» |
Душеполезное православное чтение «О добре и зле» Сказочная викторина «Там на неведомых дорожках…» |
24.06 |
ДЕНЬ НАДЕЖД |
Концерт «До свидания, лагерь!» Акция «Узелок на память» |
Турнир шашечников Психолого-педагогический мониторинг «Как я провёл лагерную смену» |