ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Воспитательная система ДОЛ многогранна и сложна, поэтому она требует всестороннего изучения и анализа. Мониторинг качества воспитательного процесса необходимо проводить на всех этапах лагерной смены. Диагностики позволяют увидеть реальную картину лагеря: условия развития смены, настроения детей и педагогов. Это позволяет оперативно корректировать ход смены, своевременно реагировать на запросы детей, управлять коммуникативными процессами и корректировать их, а, кроме того, включение в ежедневную работу с детьми коррекционно-развивающих игр создаёт дополнительные возможности для воспитания и развития высоконравственных способов поведения.
МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЕРИОДА
(Проводятся в первые 1-3 дня смены. Задача – помочь детям адаптироваться, раскрыться, способствовать налаживанию отношений в коллективе. Мониторинговые исследования направлены на знакомство с детьми, выявление их интересов и ожиданий, изучение имеющегося уровня нравственной воспитанности и осведомлённости в вопросах ЗОЖ и церковной жизни).
Рейтинг ожиданий
Помогает выяснить представления детей о лагере, что позволит определить направление деятельности в отрядах и в лагере в целом с учётом интересов детей. Проводится по методике «Незаконченного предложения», Детям предлагаем закончить предложение «Лагерь – это…». Важно, чтобы каждый ребёнок работал самостоятельно, быстро, не задумываясь.
"Я в круге", или "Моя семейка"
Проводится дважды – после организационного периода и в конце смены, Это позволяет увидеть эффективность вхождения детей в микросоциум, степень принятия ими норм и правил совместного проживания, а в конечном счёте – удовлетворённость лагерной жизнью. Ребёнку предлагается нарисовать окружность, проводим при этом ассоциативную параллель: окружность – это отряд; поставь точку, или маленький кружок, где находишься ты. Дети выполняют задание самостоятельно.
Мои интересы
(Эта комплексная и достаточно объёмная анкета, направлена на выявление интересов и склонностей детей, их отношения к церкви, частоты участия в церковных службах и обрядах, уровня осведомлённости в простейших религиозных вопросах, нравственной самооценки, уровня самокритичности)
Вверху листа дети пишут своё имя, затем отмечают дела, которые любят делать, которые лучше всего получаются и которым хотели бы научиться; далее отмечают, как часто ходят в храм и в какой, что хотели бы узнать из церковной жизни, чему бы они хотели научиться, какие черты в себе воспитать и от каких избавиться, записывают свои пожелания о работе лагеря.
Экспресс - диагностика типа характера (жестовая)
а) сцепите пальцы в замок. Обратите внимание, большой палец какой руки оказался на верху. Если правой – поставьте букву П, если левой – Л,
б) возьмите авторучку вертикально на вытянутую руку и водите ее на небольшой предмет (выключатель). Поочередно закрывая глаза, определите: при рассматривании каким глазом цель не смешается. Если ведущий правый глаз, поставьте букву П, если левый – Л;
в) служите руки на груди (поза Наполеона). Обратите внимание, какая рука (не кисть, а рука) сверху. Поставьте соответствующую букву на третье место.
г) хлопните в ладоши, определите, какая рука сверху, поставьте соответствующую букву на четвертое место, в результате получилось одно из следующих сочетаний:
ПППП – консерватизм, ориентация на общественное мнение,
ПППЛ – нерешительность,
ППЛП – кокетство, решительность, чувство юмора, аристократизм,
ППЛЛ – нерешительность сочетается твердостью,
ПЛПП – деловая женщина: аналитический склад ума сочетается с мягкостью,
ПЛПЛ – слабый тип характера, подвержен влиянию со стороны,
ЛППП – эмоциональный,
ЛППЛ – «маленькая королева»: наивность сочетается с капризностью,
ЛЛПП – дружелюбие и простота, характерна некоторая разбросанность интересов,
ЛЛПЛ – доверчивый тип,
ЛЛЛП – эмоциональность, энергичность, решительность,
ЛЛЛЛ – антиконсервативный тип,
ЛПЛП – сильный тип характера, свойственна категоричность,
ЛПЛЛ – склонность к самоанализу, неконтактивность,
ПЛЛП – легкий тип характера, обычно любят путешествовать,
ПЛЛЛ – непостоянство и независимость, успешно справляются с задачами, кажется мягкими, но очень требовательны.
Результаты экспресс-диагностики типа характера (жестовой)
и экспресс-диагностики типа личности (цветовой)
Ф. И. ребёнка |
Кл. |
Тип характера |
Тип личности |
Евгений |
8 |
ПППЛ – нерешительность |
зеленый – серьезный, сосредоточенный, консервативный тип |
Дима |
8 |
ПЛПЛ – слабый тип характера, подвержен влиянию со стороны |
серый – лишен определенных наклонностей |
Андрей |
7 |
ЛПЛП – сильный тип характера, свойственна категоричность |
синий – уравновешенный, спокойный тип |
Максим |
1 |
ЛЛЛП – эмоциональность, энергичность, решительность |
желтый цвет - дети мечтательные, фантазеры, их нельзя сразу включать в работу, требовать моментального выполнения заданий, указаний |
Антон |
4 |
ПЛПЛ – слабый тип характера, подвержен влиянию со стороны |
оранжевый – возбудимые, непосредственные, своими эмоциям сами не могут найти выход |
Миша |
8 |
ЛЛЛП – эмоциональность, энергичность, решительность |
оранжевый – возбудимые, непосредственные, своими эмоциям сами не могут найти выход |
Александр |
1 |
ПЛЛП – легкий тип характера, обычно любят путешествовать |
зеленый – серьезный, сосредоточенный, консервативный тип |
Дмитрий |
8 |
ПППП – консерватизм, ориентация на общественное мнение |
синий – уравновешенный, спокойный тип |
Максим |
8 |
ПППП – консерватизм, ориентация на общественное мнение |
черный - с преждевременно сложившейся психикой |
Андрей. |
8 |
ПППП – консерватизм, ориентация на общественное мнение |
синий – уравновешенный, спокойный тип |
Ксения |
8 |
ЛПЛП – сильный тип характера, свойственна категоричность |
оранжевый – возбудимые, непосредственные, своими эмоциям сами не могут найти выход |
Маша |
3 |
ЛППЛ – «маленькая королева»: наивность сочетается с капризностью |
желтый цвет - дети мечтательные, фантазеры, их нельзя сразу включать в работу, требовать моментального выполнения заданий, указаний |
Анна |
1 |
ЛЛПЛ – доверчивый тип |
синий – уравновешенный, спокойный тип |
Ирина |
3 |
ЛПЛЛ – склонность к самоанализу, неконтактивность |
красный – открытая, работоспособная натура |
Алина |
3 |
ЛППЛ – «маленькая королева»: наивность сочетается с капризностью |
желтый цвет - дети мечтательные, фантазеры, их нельзя сразу включать в работу, требовать моментального выполнения заданий, указаний |
Роман |
4 |
ЛПЛЛ – склонность к самоанализу, неконтактивность |
красный – открытая, работоспособная натура |
Николай |
5 |
ПЛПЛ – слабый тип характера, подвержен влиянию со стороны |
серый – лишен определенных наклонностей |
Вероника |
1 |
ЛЛЛП – эмоциональность, энергичность, решительность |
красный – открытая, работоспособная натура |
Евгений |
3 |
ЛЛЛП – эмоциональность, энергичность, решительность |
красный – открытая, работоспособная натура |
..... |
АНКЕТА "Здоровый образ жизни»
1. Тема « Здоровый образ жизни мне:
а) любопытна;
б) интересна;
в) необходима;
г) не интересна.
2. Для собственного здорового образа жизни считаю важным:
а) активно заниматься спортом;
б) соблюдать режим дня;
в) правильно питаться;
г) не курить;
д) читать литературу о здоровье;
е) соблюдать все условия.
3. Мои родители:
а) считают, что проблемами здоровья занимался не нужно - они и так здоровы;
б) совсем не думают о здоровом образе жизни;
в) ведут активный образ жизни и следят за своим здоровьем.
4. Мне было бы интересно получить ответ на вопрос... или узнать в течение
смены о...
Методика изучения уровня нравственной воспитанности школьников
Как выйти из конфликтной ситуации
Анализ анкеты «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
В анкетировании участвовало 37 человек. 100% считают, что тема здорового образа жизни необходима и интересна для изучения в лагере, а для собственного здорового образа жизни считают важным активно заниматься спортом, соблюдать режим дня, правильно питаться, не курить, соблюдать правила личной гигиены, не употреблять наркотики и алкоголь, чаще бывать на свежем воздухе. Однако лишь 56% к факторам здорового образа жизни отнесли соблюдение режима работы с компьютером, 45% указали, что их родители ведут здоровый образ жизни и активно заботятся о своём здоровье. Большинство опрошенных (67%) интересуются вопросами рационального питания, 27% - проблемой компьютеромании, 16% хотели бы владеть информацией о современных наркотических веществах и их влиянии на организм человека, 78% хотели бы научиться методам противодействия насилию и принуждению к вредным привычкам.
ВЫВОДЫ: воспитанники лагеря заинтересованы проблемами формирования ЗОЖ, понимают его значение для современного человека и имеют достаточно широкий круг интересов в рамках данной темы. Видна также эффективная воспитательная работа классных руководителей учащихся по формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью.
АНКЕТА «Мальчики, девочки…»
- Может ли дружить мальчик с девочкой и наоборот?
- Какие радости и огорчения бывают в дружбе?
- Что больше всего ценится в мужском характере?
- Что больше всего ценится в женском характере?
- Какой вы представляете себе свою будущую семью?
Анализ анкеты «МАЛЬЧИКИ, ДЕВОЧКИ…»
В анкетировании участвовало 39 человек. 84% считают возможной дружбу между мальчиками и девочками. 100% выразили мнение, что дружба приносит радость, без друзей очень тяжело, а огорчение приносит ссора с другом, измена друга, обман, отказ оказать помощь в трудной ситуации. В мужском характере девочки больше всего ценят доброту, вежливость, аккуратность и опрятность, отсутствие вредных привычек и сквернословия. Мальчики ценят в себе больше всего силу, смелость, честность в отношениях с друзьями и не прощают доносительство, трусость, хвастовство. В девочках мальчики больше всего ценят красоту, аккуратность, доброту, щедрость, отзывчивость. Им не нравится, когда девочка неопрятна, курит и сквернословит. Девочкам в себе нравится женственность, нежность, аккуратность, доброту; умение со вкусом одеваться и причёсываться, следить за собой, опрятность. Свою будущую семью все 100% хотят видеть дружной, доброй, радостной. 58% хотят, чтобы в семье был достаток, 43% - чтобы все члены семьи вместе отдыхали, 82% - будут всегда играть со своими детьми, интересоваться их делами и никогда их не будут ругать.
ВЫВОДЫ: воспитанники лагеря имеют достаточно правильное представление о дружбе, о взаимоотношениях между мальчиками и девочками, о правильных взаимоотношениях в семье и с окружающими людьми. Видно, что в воспитательной работе с учащимися педагоги школы достаточное внимание уделяют вопросам гендерного просвещения и воспитания.
Да или нет
Участники на одной стороне листа бумаги пишут «Да», на другой стороне «Нет». Ведущий задаёт различные вопросы, которые позволяют узнать об участников как можно больше нового. Участники поднимают карточки с нужными ответами.
Клубочек
I. Оторвать кусочек ниточки.
II. Наматывая нитку на палец, рассказать о себе
Игра помогает:
- Узнать поближе друг друга.
- Количество ниточки и время наматывания позволяет судить о самооценке.
Экспресс-диагностика типа личности (цветовая).
Рассыпаются цветные карандаши, ребёнку предлагается выбрать наиболее приятный цвет. Желтый цвет обычно выбирают дети мечтательные, фантазеры, их нельзя сразу включать в работу, требовать моментального выполнения заданий, указаний; фиолетовый- артистичные натуры, для них характерно увлечение тайнами, романтикой; красный – открытые, работоспособные натуры; синий – уравновешенные, спокойные; зеленый – серьезные, сосредоточенные, консервативные; оранжевый – возбудимые, непосредственные, своими эмоциям сами не могут найти выход; черный - с преждевременно сложившейся психикой (проблемы в семье); серый – лишен определенных наклонностей; белый – почти не выбирается.
Знакомство
Все участники рассаживаются по кругу. Первый говорит: «Здравствуйте, меня зовут...». Второй по цепочке произносит следующее: «Здравствуйте, меня зовут... Я познакомился с...» и называет имя первого. Третий называет свое имя, имя первого и второго. И так каждый по цепочке, пока все участники не назовут все свои имена.
МЕТОДИКИ ОСНОВНОГО ПЕРИОДА
(Изучается степень деятельностной активности детей; дифференциация деятельностных потребностей; выявление формальных и неформальных лидеров; степень сформированности временного детского коллектива; коммуникативный потенциал отряда, через тренинговые упражнения и игры создаются условия для формирования и развития лучших нравственных качеств и потребность в их проявлении в повседневной жизни).
Секретный друг
В группе каждый на бумажке пишет свое имя, кладет в коробочку, перемешав, затем по очереди все вытаскивают бумажки с именем того, кому нужно оказывать знаки внимания и демонстрировать хорошее отношение в течение дня.
В конце дня каждый должен узнать, кто его секретный друг.
Восковая палочка
Участники становятся по кругу, держа руки перед собою, повернувшись к центру. Человек, стоящий в центре, как будто бы сделан из воска. Он наклоняется в разные стороны, стоя на месте. Группа должна мягко его отталкивать. «Восковой» делает это с закрытыми глазами. В роли палочки должен пробыть каждый.
Показывает проблемы и скрытые конфликты в коллективе; выявляет уровень тревожности и уровень доверия каждого ребёнка по отношению к членам коллектива.
Бип
Вся группа сидит кружочком, при этом у всех завязаны глаза Однин участник садится кому-то на колени. И тот, к кому он сел, должен сказать «Бип». Участникам нужно с завязанными глазами угадать, к кому сел ведущий.
Выявление уровня сплочённости группы; показывает степень доверия друг другу, выявляет степень тревожности детей.
Пингвины
Вся группа становиться в центре комнаты. Ведущий предлагает участникам представить, что они пингвины, которые находятся на льдине; льдина оторвалась и уплывает от берега. Всем нужно двигаться, чтобы не замерзнуть. Хотя бы один раз нужно попасть в центр льдины.
Игра снимает напряжённость в группе, сплачивает коллектив.
Инопланетяне
Время: 15 минут.
Все участники делятся на две команды - «Инопланетяне» и «Жители планеты». Первые выходят из комнаты, а «Жители планеты» издают какие-то три закона, которые они должны непременно выполнять. Эти законы должны касаться правил общения с «Инопланетянами» и правил поведения при беседе. «Инопланетяне» во время разговора - раскрыть эти законы. Нужно учесть, что законы не должны быть слишком сложными или сильно замаскированными и должны пропагандировать проявление лучших морально-нравственных качеств.
Твое имя
Каждому участнику по кругу предлагается назвать свое имя, рассказать, почему его так назвали, в честь какого святого, что человек знает о значении своего имени, как его зовут дома, в школе, как хотелось бы, чтобы называли.
Часто мы не задумываемся о том, что связано с нашим именем. Рассказывая о том, почему его так назвали, человек раскрывает себя.
Я люблю тебя за то, что...
Время: 15 минут
Участники разбиваются на пары, становятся друг к другу лицом и берутся за руки. В течение одной минуты, глядя друг другу в глаза, они проводят диалог, в котором один из участников постоянно задает один и тот же вопрос: «За что ты меня любишь?», а второй отвечает, начиная ответ словами: «Я люблю тебя за то, что...». Спустя минуту по сигналу педагога партнеры меняются ролями. При этом могут называться как особенности внешности, так и черты характера.
Решение проблем
Время: 15 минут.
В центре круга ставится стул, который символизирует собой какую-то проблему или конфликт для каждого участника. Все члены группы по очереди выходят в центр и совершают какие-то действия со стулом, демонстрируя свой способ решения проблемы. На втором этапе все по кругу рассказывают, почему именно таким образом они решают свои проблемы, обсуждаются альтернативные варианты, выбираются наиболее конструктивные и «добрые»
ДИАГНОСТИКА В ЗАВЕРШАЮЩИЙ ПЕРИОД
(Мониторинговые исследования направлены на отслеживание степени реализации цели и задач смены).
Заверши фразу
Каждый ребёнок продолжает фразы «Когда я приеду домой, я обязательно расскажу близким мне людям, что лагерь – это…», «В лагере я научился…», « Я понял, что самые главные качества человека – это…», «В лагере я стал более…». Затем все записи детей наклеиваются на большой лист ватмана. Полученный «сборник» - хороший повод для разговора на последнем «огоньке».
"Я в круге", или "Моя семейка"
Методика повторяется. Полученная информация сравнивается с первичной. Фиксируется динамика для мониторингового исследования произошедших перемен.
Рейтинг общелагерных и отрядных мероприятий
1 способ
Детям предлагается проранжировть все мероприятия, проведённые за смену, начиная с 1-го места по порядку. Для подведения итогов подсчитывается, сколько первых мест получило каждое мероприятие. Собранная информация поможет эффективнее спланировать последующие смены.
2 способ
Детям предлагается сесть в круг. Затем каждый называет (или записывает на листе бумаги) по 1 лагерному и 1 отрядному мероприятию, понравившемуся более всего. По большинству голосов определяется пятёрка (десятка и т. д.) лучших мероприятий за смену. Собранная информация поможет эффективнее спланировать последующие смены.
Выбор
(методика изучения уровня нравственной воспитанности школьников)
1. Во время каникул тебя приглашают в школу для того, чтобы помочь классному руководителю что-либо сделать . Как ты поступишь?
А) согласишься сразу же и пойдёшь в школу
Б) скажешь, что созвонишься с ребятами и придёшь вместе с ними
В) скажешь, что ты уезжаешь с родителями
Г) скажешься больным
Д) свой вариант
2. Тебе поручили дело, которое тебе не очень нравится, но его выполнение очень нужно классу. Как ты поступишь?
А) выполнишь поручение точно и в срок
Б) попросишь у классного руководителя дело, которое интересно тебе
В) поговоришь с ребятами класса и попросишь их выполнить порученное тебе дело
Г) найдёшь отговорку и откажешься
Д) свой вариант
3. Ты услышал, что группа одноклассников высказывает в твой адрес справедливое, но неприятное тебе замечание. Как ты поступишь?
А) постараешься всё объяснить ребятам
Б) постараешься без объяснений с ребятами быстро всё исправить
В) сделаешь вид, что ничего не слышал
Г) попытаешься выяснить с ними отношения и доказать свою правоту
Д) свой вариант
4. Ваш класс убирает школьную территорию. Ты устал, тебе надоело работать. Как ты поступишь?
А) будешь работать до конца, несмотря на усталость
Б) попросишься уйти, объяснив усталостью
В) попросишь ребят поработать за тебя
Г) оставишь работу и уйдёшь
Д) свой вариант
5. Ты стал свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как ты поступишь?
А) потребуешь, чтобы обидчик извинился перед пострадавшим
Б) разберёшься в причине конфликта
В) выскажешь сочувствие в адрес пострадавшего
Г) сделаешь вид, что тебя это не касается
Д) свой вариант
6. Ты совершил зло, не желая того. Как ты поступишь?
А) сделаешь всё возможное, чтобы загладить свою вину
Б) извинишься перед пострадавшим публично
В) сделаешь вид, что не виноват
Г) свалишь вину на другого
Д) свой вариант
Обработка ответов:
А – устойчивое и ответственное отношение к выполнению нравственных норм – 5 баллов
Б – отношение активное, но не всегда устойчивое – 3 балла
В – отношение к выполнению нравственных норм пассивное и недостаточно устойчивое – 2 балла Г – негативно, отрицательное отношение к выполнению нравственных норм – 1 балл
4 балла выставляется тогда, когда ответ ученика показывает ответственное, но неустойчивое отношение к выполнению нравственных норм.
Высокий уровень нравственной воспитанности – 24-30 баллов
Достаточный уровень нравственной воспитанности – 18-23 балла
Средний уровень нравственной воспитанности – 14-17 баллов
Низкий уровень нравственной воспитанности – 6-13 баллов
АНКЕТА "Заверши фразу"
Каждый ребёнок продолжает фразы «Для меня школьный лагерь – это…», «В лагере я научился…», « Я понял, что самые главные качества человека – это…», «В лагере я стал более…». Затем все записи детей наклеиваются на большой лист ватмана. Полученный «сборник» - хороший повод для разговора на последнем «огоньке».
Анализ результатов методики
«ЗАВЕРШИ ФРАЗУ»
Ф. И. ребёнка |
Класс |
«Для меня школьный лагерь – это…» |
«В лагере я научился…» |
« Я понял, что самые главные качества человека – это…» |
«В лагере я стал более…» |
Евгений |
8 |
Общение с друзьями, добрые дела |
Делать добрые дела для других людей, уважать мнение других людей |
Милосердие, терпимость |
Раскованной, общительной |
План работы педагога-психолога в детском оздоровительном
лагере духовно-нравственной направленности
Дата |
Содержание работы |
Время |
1 день |
Анкетирование детей “Я и моё настроение” |
15-30-15-50 |
2 день |
Тренинговое занятие по культуре общения «Я среди друзей» |
12-30-13-15 |
3 день |
Коррекционно-развивающая работа по итогом анкетирования детей «Я и моё настроение» |
12-00-12-30 |
8 день |
Тренинговое занятие по культуре общения «Конфликты… Как их избежать» |
14-30-15-00 |
9 день |
Тренинговое занятие «Самопомощь в трудных жизненных ситуациях» |
14-30-15-00 |
12 день |
Тренинг по сказкотерапии «Волшебная страна внутри нас» (Занятие 1) |
12-00-13-00 |
14 день |
Тренинг по сказкотерапии «Волшебная страна внутри нас» (Занятие 2) |
12-00-13-00 |
15 день |
Интерактивный психолого-педагогический практикум «Чтобы общение было в радость» |
15-00-15-30 |
16 день |
Тренинговое занятие по культуре общения «Я среди друзей» |
12-30-13-15 |
18 день |
Психолого-педагогический мониторинг «Как я провёл лагерную смену» |
15-30-15-50 |