АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Летом 2017-го года в оздоровительном лагере «Фаворский свет» планируется проведение программы по духовно-нравственному воспитанию детей через создание модели древнего государства с белорусским укладом жизни на основе белорусских православных традиций «Беларусь святая – храни веру православную».
Жители славянского княжества «Фаворский свет» распределятся по своим вотчинам, изберут князя и воевод, смогут принять участие в захватывающих приключениях: «Сокровища княжества», «Кодекс княжеской чести», «Гульні дзетак – беларусаў», «Народное гуляние» и другое. В настоящее время актуальна проблема возрождения старинных традиций и обычаев.
Данная программа построена в русле изучения родного края, белорусских народных традиций, народного искусства, посредством включения детей в игровую ситуацию, познавательную и практическую деятельность, что способствует формированию духовно-нравственных ценностей, воспитанию патриотизма, любви к родному краю, осуществляет психологическую и практическую подготовку к труду.
Сюжетно - ролевая игра развивается в течение всей смены и включает в себя три периода: в организационный период начинает разворачиваться игра. Происходит знакомство с легендой возникновения княжества, выбор ролей, определение органов самоуправления. При этом все участники должны владеть полной информацией: о жителях славянских племен раннего христианства 10-12 веков, о законах, действующих на ее территории, о своих функциях, о способах подведения итогов. Высший орган самоуправления – народное вече.
В основной период происходит развитие сюжета. При этом особое внимание уделяется игровым видам деятельности как обеспечивающим положительный эмоциональный фон в коллективе, способствующим самореализации и самоутверждению детей.
В ходе игры каждый из жителей удельного Княжества «Фаворский свет» получает именные грамоты с голубями (баллами) по результатам каждого дела. Чем выше творческая активность, тем больше голубей он получает (выше его балл). Все жители Княжества принимают участие в работающих мастерских, в играх, состязаниях, турнирах, праздниках, тематика которых соответствует направлениям программы.
В заключительный период подводятся итоги игры, жизни Княжества «Фаворский свет». Проходит заключительный общий праздник «Пир на весь мир».
ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ ЛАГЕРЯ, ДЕВИЗ И ЗАПОВЕДИ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
Фаво́рский свет – свет Божественной славы, которым просияло лицо Господа Иисуса Христа при преображении на горе Фавор («просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белы, как свет»).
В XIV столетии на Афоне, а затем и во всей греческой церкви возник богослово-философский спор по вопросу об «умной» молитве и Фаворском свете между Варлаамом Калабрийским, Никифором Григорой, Акиндином, — с одной стороны, и сторонниками возродившего исихастскую практику Григория Синаита: Григорием Паламой, монахом Давидом, Феофаном Никейским, Николаем Кавасилой и патриархами Калистом и Филофеем — с другой.
Исихасты считали, что их молитвы приводят к непосредственному богообщению, при котором человек видит Божественный свет, «Свет присносущный» — визуальное выражение Божественной силы или иначе Божественной энергии, Его действия в тварном мире. Именно этот нетварный свет видели апостолы на Фаворе в момент Преображения Иисуса Христа, когда проявилась Его Божественная слава. Вопрос о нетварности Фаворского света (то есть нетварности Божественной энергии) был принципиально важен для вопроса о возможности общения с неизменным Богом, пусть и не непосредственно, а через Его энергию, которую, как учил Палама, хотя она и не является частью сущности Бога, тоже можно было называть Богом.
ДЕВИЗ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
Как свечи, зажжённые волею Бога,
К Фаворской горе осветим мы дорогу!
ЗАПОВЕДИ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
- Будь всегда там, где нужно людям;
- Не ожидай просьбы, приходи на помощь сам;
- Дари людям радость;
- Быть сильным – значит помогать слабым;
- Доброе дело дороже богатства;
- Не делай зла людям, и люди не будут делать зла тебе;
- Помогай людям, чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Отзовись на его нужду душой и сердцем. Делай это с радостью.
ИГРОВОЙ СЮЖЕТ СМЕНЫ
«Фаворский свет» - это сюжетно – ролевая игра. Лагерь осуществляет задачи изучения истории, культуры, православных традиций, воспитания любви к ближнему и Отечеству.
Лагерь объявляется удельным княжеством «Фаворский свет». В княжестве своими верными подданными правит мудрый князь. Он делит все свои земли на вотчины, строит крепости и отдает их на временное пользование дружинам, а те обещают защищать землю от всякой нечисти, от набегов кочевых племен, хранить святое Православие. Организовывается уклад и традиции: проживание в тереме, проведение народного вече, общая трапеза, богатырские потешки, выход в дозор, народные хороводы, славянский базар и другое. Старший в отряде – воевода, его помощник – богатырь, посадские – все остальные. Есть торговые люди, то есть купцы, землепашцы, городской люд. Каждый выбирает себе интересное занятие. Но не все спокойно в княжестве. То змей Горыныч за добычей летит, то соловей-разбойник на дороге промышляет, а то враг- печенег собирает силу великую - полчища воинов, чтобы пограбить, разорить княжескую землю. Как устоять в этой опасной борьбе? Только вместе, соединив все вотчины и выйдя на бой, не щадя живота своего…Устоит ли княжество?... Все зависит от каждого из жителей удельного княжества «Фаворский свет».
ГЛАВНЫЕ РОЛИ
В лагере используется свой игровой словарь:
•Удельное княжество «Фаворский свет» - лагерь
•Дружина, Вотчина, Древнерусский Город — отряд
• Княгиня удельного княжества «Фаворский свет» — начальник лагеря
•Старейшина (мудрейший) –старший воспитатель
•Воевода - командир отряда
•Посадские – жители отряда
•Мастер - староста мастерской, кружка, гостиной, секции
•Бояре – воспитатели
•Витязь - физрук
•Народное вече, народное собрание - место общего сбора отрядов
•Трапезная «Лесная Сказка» - столовая
•Древо мудрости – дерево, на котором с помощью ленточек разных цветов отмечаются поощрения
•Лекарь, Травник - врач, медсестра
•Богатыри — помощники воевод в отрядах
•Богатырская кошева – место, где помещаются планы и задания на день (в виде старинных грамот).
С момента открытия лагеря все дети и взрослые становятся жителями «славянского княжества», вовлекаются в удивительный мир игры, творчества, истории.
В рамках программы будет проходить ряд творческих мероприятий. Для подготовки к ним и их успешной реализации будет работать богатырское собрание, на которое воевода направляет кого-то из своей вотчины, а также все желающие. Мотивацией к личностному росту для каждого ребёнка может стать заслуженное звание богатыря (богатырь, человек богатый Богом, он несет использует Божий дар – силу – для добрых дел, для защиты слабых) и собрать зашифрованный богатырский лозунг (для каждой группы детей свой). По итогам каждого дня дети получают одну букву этого лозунга, а в конце смены он получается целиком. Буква выдаётся в конце дня на «богатырском вече» при условии, что отряд в течение этого дня выполнял все заповеди и законы лагеря, справился со всеми заданиями, которые нашёл в «богатырской кошеве», активно участвовал во всех делах дня. Буквы размещаются в «богатырской летописи дружины», которую каждый отряд оформляет в своём помещении по собственному усмотрению, проявляя при этом творчество, фантазию, знание богатырских правил, особенностей эпохи и т. п.
Мы возвращаемся к истокам, дабы обрести себя, чтобы, зная историю и культуру своего народа, становится чище, мудрее, добрее.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Принцип нравственности. Отношения между воспитателями и детьми в лагере не должны идти вразрез с духовно-нравственными христианскими ценностями.
- Принцип иерархичности. Старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. Духовно сильные несут немощи слабых.
- Принцип комплексного подхода в воспитании. У всех участников проекта должны быть единые цели, задачи, принципы и методы.
- Принцип единства сознания и поведения.
Педагог как носитель духовно-нравственной культуры и основа реализации воспитательных задач лагеря должен быть примером для подражания, образцом нравственного поведения, его слова никогда не должны расходиться с делом.
- Принцип христианской любви. Задача любви – первостепенной важности задача. Ребенок должен чувствоваться себя защищенным, уверенным в хорошем дне и в хороших отношениях с воспитателем, он имеет право быть понятым, имеет право на ошибку и на прощение. Любовь к ребёнку, уважение к его личности, доверие ему в выборе средств достижения поставленной цели, добровольное включение в деятельность - обязательные условия реализации проекта.
- Принцип связи воспитания с жизнью, с практикой жизни ребенка. Сотрудничество ребенка и взрослого - непременное условие формирования творческой, инициативной личности. Приобщение ребенка к событиям высокого духовного плана происходит через личное переживание, сочувствие и участие. Чётко распределяется время на организацию оздоровительной и воспитательной работы. Содержание, формы и методы воспитания отбираются в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей; постоянно обеспечивается взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня, переключение воспитанников с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня) и активное участие во всех видах деятельности.
ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ
Закон ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ:
К людям чутко относись, выше всех не возносись!
Чистым будь всегда в делах, в поступках, мыслях и словах!
Уваженье проявляй, всем активно помогай,
В меру будь общительным, а нужно где - решительным!
Закон ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕЛУ:
В каждом деле будь творцом, да и просто молодцом,
С пользой дело затевай, в трудностях- не унывай!
Закон ЧЕСТНОСТИ:
Честен будь перед детьми, перед Богом и людьми!
Просить прощенья не стыдись! Преуспел - не возгордись!
Обещал - изволь исполнить! Не сумел - хоть извинись!
Закон САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ:
Совершенствуйся всегда, будь завтра лучше, чем вчера!
Добродетель развивай, Заповеди исполняй!
Сотрудничать с людьми учись, к пониманию стремись!
Закон «НОЛЬ-НОЛЬ»:
Всегда будь точно-аккуратен:
В словах, во взглядах и в движеньях,
Во времени и в порученьях!
Закон ДОБРОТЫ:
Доброты закон блюди: в нужный миг ты помоги-
Слабым, маленьким, смешным, немощным и пожилым!
И умей всегда прощать, зависть прочь от сердца гнать!
Закон СОХРАННОСТИ:
Экологию блюди, не ломай и не сори!
Цветов и веток ты не тронь, не разводи нигде огонь,
Имущество ты береги, всё это портят лишь враги!
Закон «КОНЕЦ-ДЕЛУ ВЕНЕЦ»:
Ты делай дело до конца, не гневай леностью Творца!
Любое дело начал коль - ты завершить его изволь!
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- «С верой в сердце». Духовно-нравственное становление, приобщение детей к традициям белорусского народа через воссоздание модели проживания по православным традициям.
Основополагающие идеи: опыт православной и светской педагогики.
Решаемые педагогические задачи: прививать и воспитывать духовно-нравственные качества, формировать эмоционально - чувственную отзывчивость, расширять кругозор в области духовной жизни.
2. «Процесс творчества доставляет радость творцу, плоды творчества - радость другим». Организация активного досуга как процесса активного общения детей и взрослых, удовлетворения потребности в игре, отдыхе от учебной деятельности.
Основополагающие идеи: свободный выбор ребёнком разнообразных социальных ролей, создание ситуаций духовно- нравственного выбора, использования норм поведения и правил этикета, творческая деятельность.
Решаемые педагогические задачи: формирование детского характера, развитие интеллектуальных, творческих и организаторских способностей.
- «Ученье –свет, а неученье - тьма». Развитие детей в области знания истории становления православных храмов Новогрудчины.
Основополагающие идеи: научные факты о возникновении храмов города.
Решаемые педагогические задачи: развитие познавательной активности детей, расширение кругозора в области истории возникновения храмов.
- «Терпение и труд всё перетрут». Организация трудового воспитания детей в лагере.
Основополагающие идеи: труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным. Трудовая деятельность созидательна, учит проецировать, мечтать, развивает воображение.
Решаемые педагогические задачи: формирование и развитие трудолюбия, терпения и усердия, потребности в социально значимой деятельности, аккуратности в работе, умения доводить дело до конца, получение радости от процесса труда, помощи и принесения радости другим людям.
- «Люблю свой край…». Патриотическое воспитание, изучение социокультурных и исторических традиций нашего народа, родного края, приобщение ребят к культурному наследию страны и «малой родины».
Основополагающие идеи: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций, духовно-нравственных основ своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам и религиозным культурам.
Решаемые педагогические задачи: воспитание патриотизма, гражданственности, человеколюбия, толерантности.
- «В здоровом теле здоровый дух». Спортивно-оздоровительное направление.
Основополагающие идеи: сохранение и укрепление здоровья детей. На основе методов закаливания и средств массовой физической культуры, соблюдения режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизации детей. Используются природные оздоровительные факторы: чистый воздух, солнце, вода.
Решаемые педагогические задачи: в спортивных занятиях формируются качества коллективизма, чувство товарищества, упорства в достижении цели, смелости, ведения спортивной честной борьбы.
- «Красота Божьего мира». Художественно-эстетическое развитие детей.
Основополагающие идеи: художественно — эстетическое направление помогает ребятам в самоопределении, способствует реализации сил и знаний, а главное – помогает удовлетворять индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе, организовывать свое свободное время. Знакомство с культурными ценностями делает детей нравственно выше, развивает творчество, учит детей сопереживанию.
Решаемые педагогические задачи: у детей формируется умение чувствовать красоту, прекрасное, видеть в людях, природе, обществе, социальных событиях положительное, доброе и противостоять негативным воздействиям.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Первый период - организационный (01.06.2017 г. – 02.06.2017 г.).
Цель: раскрыть перспективы деятельности детей в лагере, заложить
основы временного детского коллектива, подготовить материально-техническую базу, разработать игровую идею и систему воспитательной работы лагеря.
Задачи: познакомить детей друг с другом, изучить социальный и возрастной состав детей, состояние их здоровья на начало смены, интересы детей и их ожидания от лагерной смены, создать органы детского самоуправления лагеря.
Второй период - основной период (02.06.2017 г. – 19.06.2017 г.);
Цель: создание условий для реализации основной идеи проекта применительно к каждому ребенку.
Задачи: предоставить каждому ребенку возможность самореализации, самосовершенствования, социализации, создать «ситуацию успеха», путем включения его в самоуправление и активную социально значимую деятельность в соответствии с основными направлениями воспитания.
Третий период - итоговый (20.06.2017 г.-21.06.2017 г.).
Цель: определение степени реализации воспитательных задач, уровня
формирования временного детского коллектива.
Задачи: подведение итогов смены, оценка деятельности отрядов и органов самоуправления, изучение уровня удовлетворённости работой лагеря у детей, родителей, педагогов, определение перспектив развития лагеря.